CreateBrand : Реклама креатив слоган бренд
Вход для пользователей:
Регистрация
Главная  »  Библиотека  »  Маркетинг  »  Понятие и содержание авторского права   Добавить в избранное | Сделать стартовой
Новости
Библиотека
Интервью
Авторы
Семинары
Тендеры
Смотри
Юмор
О проекте
Реклама на сайте
Партнерство
семинары
19 января
«Как повысить эффективность участия в выставках»

Календарь | Добавить
Поиск по сайту:
расширенный
искать
голосование
Как вы относитесь к рекламе тарифа "О'ЛАЙТ" Мегафона?
хорошая реклама
креативная реклама
ох..тельная реклама!
реклама Билайн лучше
омерзительная реклама
реклама для домохозяек
средний класс
модная реклама
мне не нравится реклама

голосовать
результаты
смотри
Реклама Houra.fr (Хаура.фр)

Покупка сайтов

Покупка сайтов. Где и как удачно продать сайт?

подробнее
Библиотека

Понятие и содержание авторского права

Автор: Сливицкий Андрей Борисович
Источник: CreateBrand
Дата: 12.08.2006
Печатная версия статьи

Это полезно знать каждому! Что такое авторское право? Субъекты и объекты авторского права. Субъективные права авторов. Защита авторских и смежных прав Авторские договоры.

1. Понятие и содержание авторского и смежных прав

Авторское право является частью гражданского права. Его нормами регулируются отношения, возникающие в процессе реализации и охраны интеллектуальной собственности авторов произведений науки, литературы, музыки и изобразительного искусства.

Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном.

В объективном смысле — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведений трех видов: науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле — это имущественные и неимущественные права лиц, создавших произведения литературы, науки и искусства.

Смежные права — совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием четырех объектов:

  • фонограмм;
  • исполнений;
  • постановок;
  • передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Авторскому праву в объективном смысле присущи определенные функции и принципы.

Функции (задачи) авторского права:

  • стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства;
  • создание условий для использования авторских произведений в интересах общества.

Назначение авторского права — охрана прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства.

Принципами авторского права являются:

  • свобода творчества;
  • сочетание личных интересов автора с интересами общества;
  • неотчуждаемость личных неимущественных прав;
  • свобода авторского договора.

2. Субъекты и объекты авторского права

Субъекты авторского права — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица.

Юридические лица также могут приобретать авторские права. Киностудии, например, являются субъектами авторских прав на киноленты, а видео- и аудио студии — на кассетные записи. Кроме того, если произведение создано автором в порядке служебного задания как служащим научного учреждения, которое ему выплачивает за эту работу заработную плату, то это учреждение приобретает право использования произведения в течение трех лет. По истечении этого срока право автора восстанавливается в полном объеме.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу же, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведения в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, независимо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Такие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако Оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком, в частности, они действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произведений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Произведение — это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.

Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Творчество — деятельность человека, порождающего нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуке- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности: Ó; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Начиная с 1 января 1988 года на всех печатных непериодических изданиях выходящих в СССР, а за тем и в России выставляется Международный стандартный номер книги (International Standard Book Number — ISBN).

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

3. Субъективные права авторов: понятие и виды

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и абсолютными. Благодаря этим качествам и возникло само понятие интеллектуальной собственности: по аналогии с правом собственности как наиболее полным правом на вещь. К личным неимущественным правам относятся право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на его использование.

Право на авторство означает, что автор может требовать признания своего авторства на произведение и извлекать из этого законные выгоды, что никто другой не может объявить себя автором данного произведения. Незаконное присвоение авторства на чужое произведение называется плагиатом и является правонарушением, преследуемым законом.

Право на имя означает, что автор может, опубликовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдоним) или вовсе без имени (аноним). Псевдоним практикуется в литературно-художественной, публицистической и научной литературе. Причины избрания псевдонима могут быть как политическими (чтобы избежать преследования властей), так и личными. В любом случае право публикации произведения под псевдонимом и анонимно является элементом свободы печати.

Право на защиту (неприкосновенность) произведения означает, что никто, кроме автора, не может вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения. Неприкосновенность произведения означает, что оно не может подвергаться цензуре или издательскому произволу. Элементом права на неприкосновенность произведения является право автора литературного произведения разрешать или не разрешать его иллюстрирование, а также одобрять или не одобрять иллюстрации. И это понятно: ведь иллюстрация может сделать более ярким представление читателя о героях книги, а может и исказить это представление.

Право на обнародование произведения означает, что только автор может разрешить публикацию произведения. В истории литературы известно немало случаев, когда писатель не публиковал свое произведение, завещая опубликовать его через определенное количество лет после его смерти. Никто, кроме автора, не может решить, закончено произведение или нет, готов ли автор представить его на суд читателя. Особенно сложные проблемы возникают при публикации писем, дневников, авторы которых не рассчитывали на их опубликование. Очень часто в этих случаях мы сталкиваемся с нарушениями авторского права, не говоря уже о вмешательстве в частную жизнь.

Право на использование произведения означает, что автор выбирает, каким способом может быть использовано произведение: опубликовано в виде книги или в журнале, записано на радио, на видеокассету, показано по телевидению или в театре и т.д. Только с разрешения автора допускаются: перевод произведения на иностранный язык, инсценировка прозаического произведения для театра или сценарий для съемки фильма. Так как инсценировка или фильм будут конкурировать с книгой автора, он сам должен решить, выгодно ли ему перерабатывать свое произведение для театра, кино или телевидения. Впрочем, практика показала, что это выгодно, и многие авторы преуспели в подобных переработках.

Вместе с тем из права на использование произведения есть исключения, допускающие использование произведения или его части без согласия автора. Это, прежде всего цитирование, то есть воспроизведение отдельных фрагментов произведения в научных, критических, учебных целях. Цитирование допустимо в пределах, установленных законодательством, и должно сопровождаться ссылкой на автора. Не требуют разрешения передача по радио и телевидению, публикация в газетах публично произнесенных речей и докладов, а также выпущенных в свет общественно-политических произведений, если автор не наложил запрета; воспроизведение произведений специальным шрифтом для незрячих читателей; воспроизведение единичных экземпляров произведения (на ксероксе, например) для научных, учебных и просветительских целей. Воспроизведение единичного экземпляра произведения для личных целей вообще не считается использованием произведения с точки зрения авторского права.

Право на вознаграждение — имущественное право автора — предполагает денежное вознаграждение автора за разрешение опубликовать его произведение. Это вознаграждение называется гонораром и фактически является формой оплаты труда автора. Гонорар выплачивается автору также за все переработки его произведения, на которые требуется его согласие, переводы, инсценировки, сценарии, независимо от того, является ли автор также и автором этих переработок.

Российские граждане могут передавать использование своих авторских прав другим гражданам и юридическим лицам, как российским, так и иностранным, как на территории России, так и на территории других государств. Иными словами, нет никаких препятствий для российских литераторов заключать договоры с иностранными издательствами, а для художников — продавать картины за рубежом.

Авторские права действуют при жизни автора бессрочно, а после его смерти — в течение 50 лет. Они переходят к его наследникам и другим правопреемникам (например, издательству по неистекшему договору). Наследники приобретают право на охрану неприкосновенности произведения, право на его опубликование и использование, право на вознаграждение за разрешение использования произведения. К другим правопреемникам может перейти только право на использование произведения.

Закон регулирует также права артистов-исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.

Артисты-исполнители, в том числе режиссеры-постановщики, дирижеры, артисты эстрады, цирка, кукольники, имеют право на имя, право на защиту их исполнения от искажения, право разрешать использование исполнения и право получать за это оплату. Запись исполнения, трансляции самого исполнения по радио или телевидению, а также трансляция записи могут производиться только с согласия исполнителя. При этом, поскольку требуется согласие, исполнитель может в качестве условия требовать оплату трансляции.

Производители звуко- и видеозаписей имеют право на воспроизведение и распространение произведенных ими записей. Другие лица могут воспроизводить запись для коммерческих целей только с разрешения производителя записи. Даже если право собственности на экземпляр звуко- и видеозаписи принадлежит не ее производителю, он сохраняет исключительное право ее коммерческого проката.

Вопреки этим нормам в России в настоящее время широко распространено аудио- и видеопиратство.

4. Защита авторских и смежных прав

Защита авторских прав и смежных прав — совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.

Субъектами права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.

Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством.

Защита авторских и смежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной формах. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется общий и специальный порядок защиты. По общему правилу защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений — с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Способы защиты авторских и смежных прав — закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты:

  • признание авторского и смежного права;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме;
  • компенсация причиненного морального вреда.

5. Авторские договоры

Как правило, автор не может сам издать книгу, поставить спектакль, исполнить симфонию. Использование своего произведения он осуществляет с помощью издательств и других творческих исполнительских организаций. Отношения с этими организациями строятся на основе договора, который является юридической формой использования автором своего произведения. Имеются три основных вида авторских договоров: издательский, постановочный и сценарный.

Все три вида этих договоров существуют в двух формах: в форме договора на готовое произведение и в форме договора литературного заказа. Договор на готовое произведение заключается, когда автор передает использователю завершенное произведение. Этот договор является реальным. По договору литературного заказа автор берет на себя обязательство представить в определенный срок готовое произведение в соответствии с заявкой, которую одобрил использователь. Этот договор является консенсуальным, в момент его заключения произведение еще не готово, но автор имеет гарантии использования произведения.

Рассмотрим основные условия издательского и постановочного договоров более подробно.

Согласно издательскому договору автор передает (обязуется передать) рукопись своего произведения издательству, а издательство обязуется выпустить произведение в свет в течение срока действия договора и выплатить автору вознаграждение (гонорар).

Срок договора определяется сторонами, но обычно он составляет пять лет.

Автор обязан не передавать свое произведение другим издательствам в течение срока действия договора без разрешения издательства. По договору это положение может распространяться и на передачу рукописи для перевода иностранным издательствам.

Издательство имеет право делать автору замечания, а также редакторскую правку текста. Автор может их принимать или не принимать, он обязан официальной справкой сообщить свою точку зрения по каждому замечанию, если он их не приемлет. По договору на готовое произведение отказ автора учесть замечания издательства не является основанием для расторжения договора, потому что перед заключением договора издательство имело два месяца для ознакомления с произведением: такой срок предоставляется издательству для решения вопроса о пригодности рукописи и возможности заключения договора.

По договору литературного заказа несогласие автора с принципиальными замечаниями издательства может явиться основанием для расторжения договора.

Издательство обязано выпустить произведение в свет в течение срока действия договора. При этом оно может выпустить несколько тиражей произведения в зависимости от читательского спроса.

Издательство обязано также выплатить автору вознаграждение. Его размер определяется соглашением сторон. Сумма вознаграждения может определяться двумя способами: либо за каждый печатный лист (40 тыс. знаков) по определенным ставкам, согласованным сторонами, либо в проценте от продажной оптовой цены экземпляра книги.

Если размер вознаграждения устанавливается в фиксированной сумме за печатный лист, в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. В этом случае при превышении тиража, установленного договором, издательство обязано выплатить дополнительные суммы гонорара по тем же или новым ставкам.

По договору на готовое произведение вознаграждение выплачивается двумя частями: аванс — при заключении договора и полный расчет — при выпуске произведения в свет. По договору литературного заказа — тремя частями: при заключении договора — первый аванс, при сдаче готовой рукописи — второй аванс, при выпуске произведения в свет — полный расчет. Первый аванс имеет назначение обеспечить автора материально во время работы над рукописью.

Если издательство в установленный срок не выпустит произведение в свет, оно обязано полностью рассчитаться с автором. По договору литературного заказа, если автор не справится со своим обязательством, не представит рукопись, отвечающую предъявляемым требованиям, издательство может расторгнуть договор. Однако потребовать возвращения первого аванса оно может, лишь доказав, что автор отнесся к работе недобросовестно.

Постановочный договор заключается между автором и зрелищным предприятием (театром, цирком, филармонией). По этому договору автор передает (или обязуется передать) зрелищному предприятию свое произведение, а зрелищное предприятие обязуется его публично исполнить и выплатить автору вознаграждение.

Права и обязанности сторон по этому договору в основном аналогичны обязательствам сторон по издательскому договору. Главные особенности этого договора следующие:

  • вознаграждение определяется аккордно фиксированной суммой;
  • после первого публичного исполнения в зрелищном предприятии, заключившем договор, любое зрелищное предприятие может публично исполнять данное произведение без договора с автором и разрешения первого публичного исполнителя;
  • за каждое публичное исполнение произведения в любом зрелищном предприятии автор получает так называемый поспектакльный сбор в определенном проценте от суммы сбора спектакля. Эти отчисления часто являются основным источником дохода автора произведения для зрелищного предприятия.

В настоящее время институт авторского права активно развивается как самостоятельно, так и как подотрасль права интеллектуальной собственности. Имеются планы включения норм института авторского права в четвертую часть Гражданского кодекса РФ.

Есть желание обсудить эту статью с посетителями сайта CreateBrand? Напишите комментарий к этой статье!

»

Добавление комментария

Ваше имя (Ник)*
Ваш e-mail*
Комментарий

Введите цифры с изображения*

Все права защищены
© 2004, CreateBrand.ru

Проект компании Rezonans.Ru

Добавить новость | Добавить семинар | Добавить тендер | Услуги | Реклама на сайте

Новости | Семинары | Смотри | Юмор | Библиотека | Интервью | Тендеры | Голосование | Авторы | О проекте | Партнеры | Услуги

Рейтинг@Mail.ru